ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЧИСЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ПЛАТ ОРГАНИЗАЦИЯМ-ПОЛУЧАТЕЛЯМ
Сегодня среди коммерческих структур весьма популярно заключать с кредитно-финансовыми институтами договоры об организации зачисления наличных плат организациям-получателям посредством современных электронных терминалов самообслуживания. По сути, эти аппараты – та же контрольно-кассовая техника, но со своими особенностями. Именно они подчас могут становиться настоящим яблоком раздора во взаимоотношениях коммерческих организаций и налоговых подразделений.
Ключевое отличие
Налоговики и финансово-хозяйственные (см. регистрация фирмы в москве), коммерческие структуры вынуждены «общаться» по строго регламентированным правилам и нормам. Чтобы эта коммуникация была плодотворной и не проблемной, обе стороны должны учиться преодолевать «камни преткновения». По большому счету, использование электронных терминалов – это и есть этот «камень», серьезная преграда на пути к полному взаимопониманию между компаниями и налоговыми инспекторами. Последние сетуют на отсутствие чека после обналичивания средств посредством такой новомодной ККТ, а также фискальной памяти, регистрации, опломбирования. Налоговики апеллируют к закону о ККТ, стремясь штрафовать фирмы, эксплуатирующие терминалы.
Альянс трех структур
Два договора – важнейшее условие работы с электронными терминалами. Один из них представлен соглашением между банковским учреждением и компанией о зачислении денег в наличной форме посредством электронных ККТ. Второй является контрактом между организацией, получателем денег и кредитной структурой. Банк обязан вести реестр фирм-партнеров, присваивать им порядковый номер, указывать точки, оборудованные терминалами. В реестре также должен содержаться уникальный номер договора, дата скрепления его подписями.
По правилам вышеупомянутый номер обязан включать в себя порядковый номер (см. выписка из егрюл) и регистрационный номер кредитно-финансового учреждения в соответствии с нормативами книги госрегистрации кредитных организаций (согласно п. 2 Указаний ЦБ России № 1842-У). Второй участник договора – предприятие ? обязан предоставлять данные о реквизитах банковского института, номере его лицензии на произведение кредитно-финансовых операций, названиях фирм, являющихся получателями денежных сумм, о размере взимаемого комиссионного вознаграждения (в некоторых случаях).
Компания должна также информировать клиентов, пользующихся терминалом, об их обязательствах перед фирмами-получателями платежей. Все эти сведения должны быть в свободном доступе, к примеру, вывешены на стенде (согласно п.3 Указаний ЦБ).
О сотрудничестве с банком
Предмет договоров между банковскими учреждениями и компаниями – возможность осуществления организациями за счет банка от своего имени кредитно-финансовых операций по приему финансовых средств от граждан посредством электронной ККТ (см. перерегистрация ооо). Так как по договору компания имеет право производить банковские операции, применение подотчетной ККТ не является необходимостью (согласно п. 1,6 Положения ЦБ № 199-П, ст. 2 закона о ККТ).
В вопросах сотрудничества компаний и банковских структур весомую роль играет именно договор. Без него договорная связь между кредитным институтом и организацией не будет иметь подтверждения, а это значит, что эксплуатация неопломбированной и незарегистрированной ККТ (терминалов) станет считаться незаконной. Только в этом случае налоговики имеют все основания оштрафовать фирму за нелегальное использование электронных терминалов. Исключения не предусмотрены даже для расчетов с применением такой техники. В этом случае применение ее равнозначно неприменению, раз «правильная» ККТ также не использовалась (согласно п. 1 постановления Пленума ВАС №16). Исходя из положений ст. 14.5 КаАП, очевидно, что штрафных санкций не избежать. Учтите также, что деятельность по эксплуатации электронных платежных терминалов не нуждается в лицензировании, о чем свидетельствует текст статьи 17 закона о лицензировании.
Второй чек не требуется
Для подтверждения факта перечисления наличных денежных средств от граждан компанией, имеющей договор с банковским учреждением и организацией-получателем, выдается особый документ (согласно п. 4 Указаний ЦБ). Данная официальная бумага должна включать в себя сведения: размер взимаемого комиссионного вознаграждения (в определенных случаях), общую сумму перечисленных средств, дату и время операции через электронную ККТ, место установки терминала. В обязательном порядке указываются сведения о трех структурах: банковского института, компании-партнера и фирмы-получателя. Среди этих данных наименования организаций, телефонные номера, юридические адреса, налоговый номер. Для компании-партнера, оказывающей услугу перевода денег посредством терминала, в документе также указывается БИК.
В налоговой инспекции вас могут заверить, что вышеупомянутое указание противоречит нормативам законодательных актов. Вопрос, так это или нет – спорный, именно поэтому ориентироваться на указание придется на свой страх и риск. Впрочем, можно попытаться доказать, что налоговики на этот счет ошибаются. В статье 2 закона о ККТ содержится особая отсылочная норма, которая подтверждает право ЦБ РФ регламентировать порядок совершения кассовых операций кредитными структурами, оперируя ККТ. Из этого следует, что дополнительное использование контрольно-кассовой машины при применении программно-технической аппаратуры не требуется (соответственно тексту постановления ФАС С-З округа по делу А56-13462/2007).
Ориентация на выгоду клиентов от сотрудничества
Как говорится, все во благо клиентов. При организации работы электронных терминалов компании-партнеры банковских институтов пекутся, прежде всего, о выгоде клиентов. Именно для этого существует обязательство предоставлять населению полноценную актуальную информацию о банковских реквизитах (названии учреждения, лицензионном номере на производство кредитно-финансовых операций), наименованиях компаний-получателей, размере комиссии (ежели таковая взимается) и пр. В результате клиент остается доволен сотрудничеством и с банком, и с коммерческим учреждением, эксплуатирующим терминалы.
Нужен реестр или нет?
Вы уже знаете, что, согласно законодательным актам, всякая модель ККМ, которой оперируют для наличных расчетов (см. ликвидация ип), обязана вноситься в Государственный реестр. Это определенный перечень данных обо всем контрольно-кассовом оборудовании, эксплуатирующемся в пределах Российской Федерации, о чем гласит п. 1 ст. 3 закона о ККТ. Но на сегодняшний день перечень, который бы содержал сведения и об электронно-вычислительных машинах, и о программно-технических комплексах, то есть электронных платежных терминалах, просто не существует!
Даже больше, сотрудники Федерального агентства по индустрии, которое и должно было заняться созданием такой базы, с этой задачей не справилось, указав причины в одном из нормативных писем. По словам представителей ведомства, действующий реестр включает только одну модификацию ККТ, разрешенную для легального использования в альянсе с кассовой аппаратурой при установке под кожухом аппарата и приеме данных по каналам связи типа ПРИМ-21К (из текста письма № СП-1386/16). Фактически это означает только одно: с владельцев других модификаций аппаратуры «взятки гладки».
Для себя из данного материала вы должны почерпнуть следующее: налоговики не вправе предъявлять претензии в связи с отсутствием регистрационного номера Госреестра (см. реорганизация оао). Все нападки налоговых инспекторов обречены на провал, так что сотрудничающим с банками и использующим платежные терминалы фирмам бояться нечего. Это, кстати, давно уже подтвердили высшие арбитры, исходя из текста п. 2 постановления Пленума ВАС №16.