ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА ЧАСТЬ №1
После того, как в далеком 1995 году был утвержден знаменитый ФЗ №88 (см. регистрация фирмы в москве), касающийся аспектов господдержки малых бизнес-структур в России, отечественное законодательство в части предпринимательства было существенным образом откорректировано. Был принят Налоговый кодекс, утверждены многие законы, регламентирующие частный бизнес в России, разработан Бюджетный кодекс. В результате коллизия норм федеральных законодательных нормативов стала неизбежной, а некоторые статьи ФЗ №88 пришлось упразднить. Урезанный в значительной степени закон №88 стал носить исключительно декларативный характер с сомнительной эффективностью и устаревшими нормами. Малый бизнес, таким образом, долгое время считался самым «убогим» сектором отечественного предпринимательства.
Но вскоре стало очевидным, что, наряду с обделенными малым и средним предпринимательством, не менее «убогой» является и вся государственная экономика (см. заказать выписку из егрюл). Мастер-класс в то время демонстрировали страны, в которых на малом и среднем бизнесе «выигрывали» до 50% вклада в ВВП. Пока в ведущих государствах мира уже вовсю наживались на простоте, гибкости и дешевизне организационных и управленческих моментов, присущих мелким бизнес-организациям, в России их явно недооценивали.
Сегодня уже можно с уверенностью констатировать поворот отечественной экономики в сторону развития малого и среднего предпринимательства. Наиболее инициативная часть квалифицированных кадров, по мнению главы КЭП Госдумы РФ Е. Федорова (см. регистрация оао), трудится на поприще малого предпринимательства. Тем не менее, его потенциал реализовывать в России придется еще не один год. Упор делается на самые рентабельные и нерискованные направления деятельности, например, торговлю, в то время как строительством или, например, обрабатывающим производством занимается гораздо меньший процент отечественных малых предприятий. Так, оставляет желать лучшего развитие сектора малых инновационных предприятий.
До сих пор, несмотря на усилия законодателей, проблемы окружают отечественных предпринимателей, пробующих себя в малом бизнесе, буквально со всех сторон. Налоговое законодательство стабильностью никогда в РФ не отличалось, налоговая нагрузка и поныне зашкаливает, а ставки аренды производственных помещений (см. ликвидация юридического лица) заставляют хвататься за сердце даже опытного бизнесмена. Не менее злободневная тема – защита собственности. Еще более плачевная картина вырисовывается в сфере кредитования малых бизнес-структур.
Возникает вопрос: стоит ли надеяться, что новый закон о защите и стимулировании малого и среднего бизнеса, который наконец-таки сменит ФЗ № 88, улучшит ситуацию, повлечет увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, создаст для него самые оптимальные и плодотворные условия деятельности, решит проблемы с конкурентоспособностью (см. реорганизация юридического лица)?
Давайте рассмотрим наиболее значительные новеллы из нового законодательного акта, чтобы получить объективное и полное представление о планируемых законодательных нововведениях.
В отличие от ФЗ №88, новый закон призван регулировать не только область развития малого частного предпринимательства. Пользуясь достижениями ведущих экономически развитых государств мира, Россия обращает свой взор и на среднее предпринимательство, понимая его исключительное значение для процветания экономики. Не так давно в законодательстве возник совершенно новый термин, которого ранее не было, ? МСП, то есть малое и среднее предпринимательство.
Были отредактированы ключевые критерии причисления организаций к категории малых. Еще недавно основополагающим критерием была численность кадрового состава, различающаяся по отраслевому признаку. Так, в индустрии, к примеру, малыми назывались предприятия со штатом до 100 работников, в сельском хозяйстве – не более 60 сотрудников, в розничной коммерции ? до 30. Новоиспеченный законодательный документ сформировал два критерия. Первый из них остался неизменным, разве что слегка отредактированным – это средняя численность кадров за предшествующий год, при этом отраслевой признак более не учитывается. Второй, новый критерий, ? это предельный объем прибыли от ведения бизнеса плюс балансовая цена активов за предшествующий год. Лимитные значения дополнительного критерия определяют законодатели. Каждые пять лет для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, основываясь на статистических сведениях, будут устанавливаться максимальные цифры.
По поводу средней численности кадров известно (см. регистрация предприятий ), что в согласовании с данным критерием отныне установлены три разновидности бизнес-структур МСП: малые структуры ? от 16 до 100 сотрудников, микроструктуры – до 15 сотрудников, и средние структуры ? от 101 до 250 сотрудников. Учет этого критерия гарантирует сопоставимость правовых баз Российской Федерации и государств Европейского союза в части развития структур МСП.
Четкую градацию структур МСП хвалят, причем небезосновательно. Она поможет сформировать эффективные специализированные программы для каждой из разновидностей бизнес-структур МСП. Также весомо то, что с принятием правового документа были закреплены особенности законодательного регулирования работы структур МСП. Особо воодушевляет утверждение:
- упрощенных методов ведения бухучета и подготовки отчетности (см. ликвидация ип);
- специальных налоговых режимов, упрощенных нормативов формирования налогового учета, налоговых деклараций упрощенного типа по ряду налогов и сборов (см. открытие фирмы );
- упрощенного нормативного порядка создания статистической отчетности (см. выписки из егрюл); правил участия в процедурах постановки заказов на поставку продукции, оказания услуг для государственных и муниципальных надобностей (см. регистрация оао);
- льготного порядка приватизации государственной и муниципальной собственности; мер по защите прав и правовых интересов при организации государственного надзора;
- мер финансовой государственной поддержки (см. перерегистрация ооо); мер по укреплению и расширению инфраструктуры поддержки.