РЕГИСТРЫ БУХУЧЕТА ЧАСТЬ #1
Как только организация становится перед необходимостью прохождения налоговой проверки, мощный заряд адреналина получают все сотрудники предприятия ? от начальства до бухгалтеров. Последние при подготовке к приходу налоговиков обеспокоены единственным вопросом: какие официальные бумаги могут требовать инспекторы в ходе проверки налоговых и бухгалтерских отчетов, а какие нет? Наряду с документацией по уплате налогов контролеры вправе изучать и бухгалтерские бумаги, о чем не перестает напоминать Минфин.
Данные бухучета – в помощь налоговикам (см. регистрация ооо под ключ)
Давно известно, что бухгалтерский учет, наподобие раскрытой книги (см. создание ооо), должен обеспечивать актуальными и достоверными сведениями как внешних, так и внутренних пользователей бухотчетности. Недомолвок и секретов здесь быть попросту не может, в противном случае, фирму могут уличить в незаконной деятельности. Контролировать целесообразность производимых предприятием хозяйственных операций вправе и налоговики. Согласно п. 3 ст. 1 129-ФЗ, бухучет необходим также для надзора за наличием и подвижностью как имущества, так и обязательств, законным использованием трудовых, материальных и финансовых возможностей бизнес-структуры.
Исходя из текста письма Минфина № 03-02-07/1-468, следует, что предприятия исчисляют базу по обложению налогом доходов на основании сведений налогового учета (согласно ст. 313 Налогового кодекса). Эти сведения – не что иное, как особая система объединения данных для выявления налоговой базы по налоговым сборам на прибыль. Основа налогового учета – информация из первичных официальных бумаг, сгруппированных по регламентированному принципу, установленному НК России. Что касается регистров бухучета, то здесь ключевых сведений для выявления налоговой базы бывает недостаточно. В этом случае предприятие имеет право дополнять используемые регистры бухучета самостоятельно важными реквизитами. Именно так формируется налоговый учет. В противном случае создаются отдельные регистры НУ (налогового учета), что узаконивает гл. 25 НК.
Регистры бухучета – это важнейший инструмент (см. получение выписки из егрюл), основное предназначение которого – сбор и систематизация данных из принимаемых к учету первичных правовых бумаг, он также служит для отчетности и отражения на счетах бухучета, что следует из п. 1 статьи 10 129-ФЗ. Так как формирование регистров НУ осуществляется на базе первичных документов и сведений, содержащихся в регистрах бухучета, налоговики имеют законное право в контролирующих целях запрашивать данные бухучета наравне с отчетными документами по уплате налогов. Это подтверждает текст письма Минфина № 03-02-07/1-468.
Защита информации
Регистры бухучета фиксируют огромное количество информации по аспектам хозяйственных операций, осуществляемых компанией. Их главное предназначение – накопление и упорядочивание сведений из первичных правовых бумаг. Регистры формируются в виде особых журналов, картотек, книг или сшитых листов и пр. Наибольшее распространение в последнее время получили две разновидности бухотчетных регистров. Они носят названия вспомогательных ведомостей и журналов-ордеров. Первая разновидность – инструмент для повышения качества и упрощения учета, а также для минимизации числа учетных записей. Вторая разновидность бухгалтерского учета отражает кассовые операции, равно как и перемещение финансовых средств на р/с предприятия. Второе название вспомогательных ведомостей – накопительные регистры. С началом использования журнально-ордерной структуры бухучета наибольшую популярностью получила именно эта разновидность регистров. Накопительные ведомости одновременно признаются и регистрами аналитического учета.
Какую бы систему налогообложения ни использовали на предприятии, регистры бухучета должны формироваться так или иначе. В некоторых случаях на базе этих регистров создаются книги прибыли и затрат. Столкнувшись с налоговой проверкой, будьте готовы к тому, что инспектора наверняка потребуют эти документы. По крайней мере, на этом настаивает главный бухгалтер известной строительной компании в Москве Н. Сергеева. Она сообщает, что при использовании УСН организация в ходе налоговой проверки обязана предоставить инспекторам книгу прибыли и затрат компании, формирование которой без регистров бухучета не представляется возможным. Это подтверждает п. 5 ст. 23 НК РФ.
Отдельная тема разговора – обеспечение наилучшего режима сбережения бухгалтерских регистров на предприятии. Исходя из положений закона №53-ФЗ, такая необходимость – единственная возможность обезопасить бухгалтерские данные от неправомерных исправлений. Законодательными актами государства охраняется информация, представленная в бухрегистрах. Согласно п. 2 ст. 3 №98-ФЗ, она считается коммерческой тайной, как финансово-экономические сведения, представляющая ценность (потенциальную либо действительную) для третьих лиц. Это подтверждает и специалист в сфере юриспруденции филиала компании «Мерц Фарма ГмбХ и Ко. КГаА» О. Емельянов. Он настаивает на том, что к правовым бумагам со статусом «коммерческая тайна» могут относиться все документально оформленные сведения, рассматриваемые руководством предприятия, как так это секретные коммерческие данные. В роли исключений выступает лишь информация, содержащаяся в учредительных юридических бумагах предприятия, равно как и в документах, касающихся внесения в госрегистры записей об индивидуальных бизнесменах и юридических лицах (см. ликвидация ип). По аналогии общедоступной информацией считаются также сведения из документации, затрагивающие аспекты права на ведение финансово-хозяйственной, коммерческой деятельности.
Редактирование сведений в регистре
Заблаговременно исправлять данные в бухрегистре не запрещается законом. Это делается строго до момента проставления итогов (см. ликвидация ооо) по четко установленным правилам. Неверные сведения зачеркиваются красными чернилами, в то время как правильные цифры записываются черными чернилами над зачеркнутыми данными. В случае обнаружения погрешности в журнале-ордере, до внесения итогов в Главную книгу, исправления следует вносить в реестр в специальных графах, предназначенных для таких случаев строках. Запись итогов в Главную книгу свидетельствует о завершении срока, когда позволительно редактировать данные. Уточнения записываются на отдельном листе – бухгалтерской справке регламентированного образца. Сведения из нее фиксируются в Главной книге обособленно.