УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Учетную политику по праву называют базисом всей системы бухучета на предприятии (см. ликвидация ооо). Она оказывает существенное влияние как на работу финансовой структуры целиком, так и на деятельность организации. Формирование бухучета имеет первостепенное значение, если компания планирует долгое время оставаться на плаву. Проанализируем ряд особенностей целесообразного ведения документации.
Плагиат не пройдет! (см. регистрация ооо)
Каждая организация формирует уникальную учетную политику, на особенности которой значительную роль играют такие факторы, как структура предприятия, специфика деятельности, отраслей. Это утверждение сформулировано в законодательных документах, в частности в п. 3 ст. 5 129-ФЗ. Само собой разумеется, что изобретать еще одно радио не нужно. Существуют определенные общие нормативы, особенности организации учетной политики, правила ее осуществления. Сегодня можно почерпнуть для себя информацию о модели создания учетной политики даже из Интернета, чтобы на ее основе разработать собственную модель. Тем не менее, явный «плагиат» ? это далеко не лучший рецепт успешной предпринимательской деятельности. «Заготовки» должны помогать в работе, а не делать ее за вас.
Бездумно переносить готовые методы учета ни в коем случае не стоит. Опытный финансовый специалист, изучив представленные модели учетной политики, всегда выберет наилучший для конкретной фирмы вариант. Например, рассмотрим ситуацию с начислением амортизации средств. Существует 4 метода списания стоимости собственности, согласно п. 18 ПБУ 9/01. Самый простой из них – линейный ? пользуется наибольшей популярностью. Но применять его для дорогостоящих активов, например, нерационально. В этом случае лучше будет остановить свой выбор на способе списания по количеству лет в сроке полезного использования. Это поможет списывать средство максимально быстро при наиболее низкой базе для расчета налоговых плат на имущество.
Итак, комбинирование различных способов и инструментов – это самый лучший вариант моделирования собственной учетной политики. Возникает вопрос: каковы сроки ее оформления?
Новоиспеченным компаниям – срок, бывалым - стабильность
Законодательство определяет четкий срок моделирования политики учета лишь для новоиспеченных фирм. Уже к первой публикации бухотчетности (см. ликвидация ип) (если предусмотрено их обнародование) (см. изменения в устав ) все способы и инструменты должны быть ясно обозначены. По правилам, у организаций есть только 90 дней со дня регистрации юридического лица для того, чтобы сформировать учетную политику. Согласно ст. 16 129-ФЗ к предприятиям, обязанным публиковать бухгалтерские отчеты, относятся банковские институты, кредитные учреждения, акционерные ОАО, страховые организации, инвестиционные и иные фонды, биржи.
Создав свою модель учетной политики в первый год деятельности, фирмы продолжают систематично вести ее впоследствии. Каждый год приказом утверждается политика учета на грядущий отчетный год. Это дает стабильность и гарантирует сопоставимость всех показателей в документации. Стоит обратить внимание и на дату приказа. По закону учетная политика вступает в силу с 1 января следующего после утверждения приказа года. Отсюда вывод: организационно-распорядительный документ следует оформлять до 31 декабря.
Позаботьтесь о заблаговременной подготовке всех приложений. Утверждение учетной политики невозможно без разработки рабочего плана счетов, бланков первичных учетных бумаг, графика документооборота. Весьма просто сделать это, оформив все как приложения к приказу бухучета.
Политику нужно менять
2006 год принес нововведения в сфере бухгалтерского учета. В ПБУ 5/01 были внесены важные поправки приказом Минфина №26. Был убран способ ЛИФО из перечня правомерных методов (см. регистрация оао) определения фактической себестоимости. Бывалым организациям, применявшим этот способ до выхода приказа, в 2008 году пришлось редактировать учетную политику, заменяя ЛИФО одним из оставшихся методов оценки: по средней себестоимости, ФИФО, по себестоимости отдельно взятых единиц.
Приказ №26 не содержит разъяснений, как должны быть оформлены последствия подробных коррективов в учетной политике. Тем не менее, новшества есть новшества: если государство уверено, что политику нужно менять, значит, изменения способны оказать значительное влияние на финансовые итоги деятельности компании (см. реорганизация предприятия). Исходя из п. 21 ПБУ, можно сделать вывод: в связи с изменениями политики учета необходимо пересчитать цифры бухотчетности за минувшие годы, не делая никаких учетных записей.
Так поступили в 2007 году многие компании. С 1 января 2008 года новый вариант учета МПЗ стал применяться так, как будто бы его никаких изменений не было. О коррективах просто указали в пояснительной записке, подшивая бухгалтерскую отчетность за минувший год. Разумеется, что не у всех организаций вышло скорректировать политику наилучшим образом. Некоторые не проводили корректировку данных, а только обосновали и описали изменения в пояснительном документе.
Минфин продолжает целенаправленно корректировать ПБУ, устраняя недостатки в учетной политике отечественных организаций. Это еще раз доказывает тот факт, что бухучет – это не просто формальность (см. перерегистрация ооо), а эффективный инструмент в работе предприятий.